Fashioner – информационно - аналитическое агентство, деятельность которого сфокусирована на российском рынке одежды, обуви и аксессуаров. Компания располагает уникальной базой предприятий, работающих на отечественном модном рынке: розничные сети и розничная торговля, оптовая торговля, магазины одежды и обуви, торговые комплексы. Мы осуществляем маркетинговые исследования, проводим анализ рынка, консалтинговые услуги, разработку стратегии, промоушн, поиск клиентов.
Вход
 
English versionEnglish version
Рыночная Аналитика Подбор Клиентов Розница Практика и Идеи Интернет магазин
Поиск в новостях
Ритейлеры: реакция на кризис
26.10.08

Являясь информационным партнером двух бизнес-форумов “Розничный Бизнес-Фестиваль”, устроителем которых стала компания SERVICEMAN Training & Consulting, и саммита “Retail Technologies”, организованного BBCG, нам удалось пообщаться с топ менеджерами известных отечественных компаний, которые охотно высказывались на тему кризиса и делились своими рецептами выживания в сложившихся условиях. В рамках данных мероприятий мы с интересом прослушали доклады руководителей подразделений Энроф (Mexx, CK, Topshop...), обувной сети Ecco, группы компаний “Обувь России”, Quiksilver Россия, Экспедиция, сети универмагов одежды Вещь!, Glance и многих других.. 

 

Причины кризиса

Как ни странно, в отношении причин, приведших если и не к кризисному, то к сложному состоянию в отрасли, наши ритейлеры высказывались предельно самокритично. “Развращенность” от пользования легко доступными и далеко не всегда безрисковыми кредитами, плохо продуманные и не востребованные проекты торговых центров, в которые девелоперы втягивают сетевиков, суля им за это доступ к “ходовым” площадям, чрезмерная увлеченность ростом в сочетании с вопиющей неэффективностью. Словом, кризис был неизбежен и без обвала финансовых и кредитных рынков, последний лишь ускорил ход событий. “Сами виноваты” - заключали многие.

 

Что происходит

В списке пострадавших от кризиса, помимо банков и инвестиционных фондов - крупная сетевая розница, вынужденная срочно переигрывать планы развития, девелоперы торговых комплексов, оказавшиеся с одной стороны без очереди потенциальных арендаторов, и без финансирования - с другой, многие рынки, обслуживающие сетевиков: проекты по обучению, модернизации, строительству новых магазинов начинают “замораживаться” до лучших времен. Худшего пока не произошло - спрос не падает, сезонные продажи идут с переменным успехом, но явно не провально. Ожидать ли падения в будущем, например, на одежду “люкс”, переход богатых в средний сегмент или средних в масс-маркет - на этот счет существуют разные мнения. Однозначно одно -  негативный сценарий исключить нельзя, если кризис отразится на уровне доходов наиболее уязвимого среднего класса, кошелек последнего похудеет, и продажи одежды (по крайней мере, не повседневной) пойдут вниз, вслед за продажами квартир и автомобилей. Многие к этому готовятся, прогнозируя плохой сезон уже ближайшей весной. В некоторых сетях сегодня ощущается нестабильность поставок, ведь производителей кризис также не обошел стороной, а дефицит денег у ритейлеров приводит к срыву закупок. Много говорилось и о рынке труда. Ставший притчей во языцах дефицит кадров, особенно низовых, пока что не преодолен, однако кризис способствует выбросу на рынок новых предложений. Многие специалисты уже инициировали вяло текущий поиск работы на фоне тревожных ожиданий - уходить прямо сейчас они не собираются, но на всякий случай решили осмотреться и оценить возможности по трудоустройству. Сократилось число вакансий. Амбиции топ менеджеров на астрономические компенсации, большие, чем даже в Европе, тоже, видимо, придется поумерить. Все это способствует постепенному переходу от “рынка работника” к “рынку работодателя”, однако толковых специалистов в любых сферах найти все еще очень непросто.

 

Приказано выжить

Наших менеджеров, переживших уже не первую кризисную ситуацию на рынке, учить выживанию не нужно. Вооружившись опытом из прошлого, компании взялись за “кризисное управление”. Какие меры уже принимаются: 

  • чрезвычайные регулярные управленческие совещания
  • остановка или сокращение программ развития
  • закрытие неприбыльных торговых точек
  • сокращение штата (увольнения, пересмотр зарплат и вынужденные отпуска)
  • введение новых kpi - связанных с затратами и дебиторской задолженностью
  • пересмотр взаимоотношений с арендодателями.

Сетевики, воспользовавшись неожиданной сменой конъюнктуры, планируют отвоевать послабления у девелоперов торговых комплексов, которые сплошь и рядом навязывали им крайне невыгодные договора. Теперь власть на рынке переменилась, и уже ритейлеры рассылают письма с требованием снизить или перейти на гибкую аренду (% от оборота вместо фиксированной ставки), призывают прекратить практику страховых депозитов, индексировать арендную плату не более 5% в год, исчислять ее в рублях, сдавать максимально подготовленные помещения, включающие противопожарные системы, вентиляцию, стяжку полов. По заявлениям сетевиков, многим девелоперам пришлось, как минимум, сесть за стол переговоров.

 

Взгляд в будущее 

Картина рисуется не слишком обнадеживающая. На фоне неотвратимой рецессии будет увеличиваться конкуренция и последует уход наиболее слабых игроков с рынка. Ожидается ряд громких “падений” - уже сегодня у некоторых сетей до 1/3 магазинов - проблемные, т.е. находятся на грани закрытия. На смену стратегии максимально быстрого роста приходят стратегии снижения издержек и борьба за эффективность. “Это - не плохо”, убеждены руководители, - “настала пора задуматься об эффективности, благо, у нас не паханное поле для оптимизации - страдает логистика, управление ассортиментом, персоналом и т.д.”. По-настоящему сильным и профессионально работающим розничным продавцам бояться нечего, они смогут выжить и, наоборот, воспользовавшись моментом, отобрать долю у более слабых конкурентов.Многие предвидят серьезные изменения в структуре спроса, и его перетекание от продуктов роскоши и развлечения к товарам, удовлетворяющим базовые потребности. Люди будут переходить к экономной, рациональной модели потребления.

 

Подводя промежуточные итоги 

Несмотря на наблюдающееся “тревожное ожидание”, некий общий знаменатель всех выступлений по своему оптимистичен - “Если бы кризиса не было, его стоило бы придумать”. “Рынок должен пройти через период потрясений, чтобы очиститься и стать более совершенным”.


« Все - 1

ОБСУЖДЕНИЕ:
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Автор:
Cекретный код:
Если Вам не понятна надпись на картинке, нажмите на неё, что бы обновить
 

Реклама
 
Архив
 ‹‹‹‹ ОКТЯБРЬ 2017 ››››
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  
 
 

Наша работа - аналитика и обзоры рынка C F A (одежда, обувь,аксессуары) России, каталог предприятий и справочник по розничной торговле, брендам, оптовым фирмам, клиентские базы и бизнес - планы.

Публикация материалов ресурса разрешена только со ссылкой на www.fashioner.ru
2006-17 © Fashioner